ГЛАВА 3. ЗАДАЧА НЕЛИНЕЙНОГО ПРОГРАММИРОВАНИЯ

 

3.1. Задача нелинейного программирования при ограничениях типа равенств

 

3.1.1. Графическое решение задачи

Постановка задачи:

 

Решается задача:        *

                              X

Особенностью решения задачи является  то, что допустимые решения, на которых ищется экстремум функции, являются решением уравнений .

В случае функции двух переменных искомые экстремумы графически следует искать среди точек касания линии уровня функции  и ограничения .

 

 

Пример

 

 

 

 

 

 

Здесь точка - условный максимум,

точка - условный минимум

 

 

Пример 3.1

 

 

 

 

 

Здесь точка - условный минимум.

Как видно из чертежа, точки касания обладают следующими свойствами:

·         точка касания принадлежит ограничению, т.е. ;

·         градиенты функции и ограничения в точке касания являются линейно-зависимыми, т.е. , где .

 

Алгоритм графического решения задачи

 

 

1. Вычислить точку касания, пользуясь условиями касания.

 

2. Построить график ограничения и определить множество допустимых решений X.

 

3. Вычислить функцию в точке касания, определить тип и построить соответствующую линию уровня.

 

 

Если система ограничений  разрешима относительно любых  переменных, то решение задачи может быть получено методом исключений.